ЖЕМЧУЖНЫЕ ВОРОТА


— Я же скептик!
— Нет. Вы Фома недоверчивый. Это другое.

Умберто Эко, Маятник Фуко

ДВА ОБРАЗА ВЕРЫ

Мартин Бубер написал целую книгу об отличии веры древнего Израиля от веры, которую несли народам апостолы Йешуа. Он так и назвал свой труд — «Два образа веры». В двух словах основную идею можно взять прямо из предисловия:

Есть два — и только два — образа (или типа) веры. Конечно, существует великое множество содержаний веры, но собственно вера известна нам лишь в двух основных формах. Обе они проявляются в нашей повседневной жизни. Одна форма веры выражается в том, что я доверяю кому-либо, пусть даже у меня нет «достаточного основания» доверять этому человеку. Другая форма веры обнаруживается в том, что я, тоже без достаточного основания, признаю истинность чего-либо.

Мартин Бубер. Два образа веры.
Пер. с нем./под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова

 

Согласно М. Буберу, именно «доверие» понималось под словом «вера» в Танахе. Именно доверие Б-гу — та вера, которая засчиталась в праведность Аврааму, та вера, которой, по словам пророка Хавакука, будет жив праведный. То есть различие между верой, о которой говорят пророки, и верой, о которой говорят христиане, — это различие между «доверяю тому-то» и «верю в то, что…» Однако так ли велика эта пропасть между значениями слова?

НЕВЕРУЮЩИЙ ИЛИ НЕДОВЕРЧИВЫЙ?

Мы уже рассматривали так называемое «исповедание Фомы» в Евангелии Йоханана. Когда Фоме рассказали, что Йешуа появлялся живым после мученической смерти, он не поверил этому. Поверил же только тогда, когда встретил Его сам. За что получил упрек: «Ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие.»

С какой верой мы имеем здесь дело? Какой веры не хватало Фоме? Веры ли в догмат о воскресении из мертвых? Кстати, не верящих в него еврейская традиция лишает удела в грядущем мире. Однако это, конечно, было бы слишком общо. Фома не верил в то, что Йешуа действительно ожил. Получается, что это вера номер 2 — признание истинности факта воскресения.

Но не стоит торопиться. Посмотрим на это под другим углом. Фома не просто абстрактно не верил в то, что Йешуа воскрес «при Понтийстем Пилате». Он не поверил, когда ему об этом сообщили люди, которые сами встречали Йешуа после смерти, а не прочитали об этом в миссионерской брошюре. Он не доверял их свидетельству — и тут мы имеем дело с верой номер 1. Фома не доверял очевидцам. Ну и, видимо, не доверял предсказаниям Самого Йешуа о предстоящей смерти и воскресении. Фома не доверял — и потому не верил. Так что оба образа веры, которые Мартин Бубер развел в стороны, обнаружив между ними чуть ли не пропасть, иногда накладываются, переплетаются и сливаются друг с другом.

«ФОМА» ИЗ ТАЛМУДА

Однако недоверие ли имел в виду Йешуа, когда упрекал Фому? Вот эта история, которая неоднократно встречается в Талмуде, поможет ответить на наш вопрос.

«И ворота твои — из карбункулов» (Йешаяѓу 54:12). Когда рабби Йоханан сидел [перед учениками] и толковал, [он объяснял это так]: в грядущем Святой, благословен Он, доставит драгоценные камни и жемчужины [размером] тридцать на тридцать [локтей], вырубит из них [проемы размером] десять на двадцать [локтей] и поставит их во вратах Иерусалима.
Некий ученик стал насмехаться над ним, говоря: [камней] с голубиное яйцо не найти, где же отыскать такие [огромные драгоценные камни]? Прошло время; как-то плыл он на корабле по морю и увидел ангелов служения, вырезающих драгоценные камни и жемчужины [размером] тридцать на тридцать [локтей]. Сказал он им: для чего это? Сказали ему: в грядущем Святой, благословен Он, поставит их во вратах Иерусалима. Вернулся он к рабби Йоханану и сказал ему:
— Учи, учитель, подобает тебе учить так — что ты сказал, то я видел [своими глазами].
Сказал тот:
— Пустой [человек], неужто если бы не увидел, не поверил бы? Ты насмехаешься над словами мудрецов!
Взглянул на него — и тот превратился в кучу костей.

Бава Батра 75 а, перевод Арье Ольмана, Эйн Яаков, «Лехаим», «Книжники», 2016

 

Понятно, почему этот текст помогает понять выговор Фоме. Уж очень похожую отповедь получает безымянный ученик рабби Йоханана.

Вина скептика была не в том, что он не верил в существование чрезвычайно крупных драгоценных камней. Неверие в пятнадцатиметровые «сапфиры, алмазы, жемчуга и бирюзу» как раз совершенно естественно, как и неверие в то, что убитый и похороненный человек ходит живым по улицам. Рабби Йоханан не стерпел того, что ученик не доверился его авторитету учителя. Тем самым он уничижил авторитет мудрецов. Замахнулся на святое. У него не было доверия свидетельству. Не было веры номер 1. А потому — не было и веры номер 2.

Этот отрывок — еще один пример параллелей между традицией, переданной евангелистом Йохананом, и еврейскими источниками, вдобавок к тем, о которых мы писали здесь и здесь.
Да, сходство несомненное… Только для Фомы в тот раз все закончилось куда лучше.

Дмитрий Резник

Май 2019, Чешир, Коннектикут

Поделиться:

ЖЕМЧУЖНЫЕ ВОРОТА: 2 комментария

Ответить:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *