СЧАСТЛИВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Счастлив, кто посетил сей мир 
В его минуты роковые! 

(Ф.И.Тютчев, Цицерон)

В тринадцатой главе Евангелия от Матфея Йешуа рассказал Свою очередную притчу. И ученики задали вопрос о причине столь частого обращения к этому жанру в проповедях для широкой аудитории. В Своем ответе Йешуа проводит грань между учениками и остальными слушателями. Есть ВЫ и есть ОНИ. ВАМ дано то, что не дано ИМ. Им — тайны Царства зашифрованы в притчах, вам — прямым текстом. А дальше то ли Йешуа совершает плавный переход, то ли составитель Евангелия объединяет высказывания по принципу ассоциативности. Но контраст «ученики/внешние» сменяется контрастом «ученики/праведники прежних поколений». Теперь ученики — не просто ученики, но именно современники Йешуа.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

17 ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.

(Евангелие от Матфея 13, перевод еп. Кассиана)

vsemirniy-potop
И.К.Айвазовский, Всемирный потоп

Еврейская традиция выделяет некоторые поколения, которые отличились чем-то важным. Поколение потопа печально прославилось изобилием грехов и полным развращением. Поколение разобщения народов, оно же поколение строителей Вавилонской башни, отличилось своим неугодным Небу уникальным проектом. Поколение пустыни не удостоилось войти в обетованную землю за грех разведчиков.

TowerOfBabel
П.Брейгель, Вавилонская башня

Однако последнее не только было лишено права войти в свое наследие, но ранее видело, как Б-г вывел народ из рабства «мышцею крепкой и рукой простертой, великим ужасом, знамениями и чудесами».

 

 

SongOfTheSea«Вот Б-г мой, и прославлю Его». Р. Элиэзер говорит: откуда ты выводишь, что рабыня у моря видела то, чего не видели Иезекииль и прочие пророки? — ибо о них сказано (Ос. 12, 11 [10]): «и пророкам Я покажу подобие Свое» (син. пер.: чрез пророков употреблял притчи), и написано (Иез. 1, 1): «отверзлись небеса — и я видел видения Б-жии». Притча: царь — плоть и кровь — прибыл в провинцию, и его окружает свита, и сильные по правую и левую руку его, и войска впереди и позади его, и все спрашивают: где тут царь? — потому что он (как и другие) плоть и кровь; когда же Г-сподь открылся у моря, не требовалось и спрашивать, кто Царь? — но лишь только увидали Его, как узнали, и все воскликнули: «Вот Б-г мой».

(Мехильта рабби Ишмаэля к книге Шемот (Исход) 15:2, перевод Н.Переферковича)

SongOfTheSea
Сэр Эдуард Пойнтер (1864), Танец Мирьям

Рабби Элиэзер комментирует песню, которую воспели израильтяне, увидев гибель египетского войска и свое освобождение. В чудесах Б-г показал Свое присутствие среди Своего народа. То, что переживал каждый участник событий, даже самый незначительный, превосходило по значению и силе откровения будущих величайших пророков. И потому — рабыня у моря видела больше, чем Йехезкель и другие пророки. Счастливо поколение Исхода, ему было за что воспевать Б-га. И однако же не будем забывать, что позднее именно это поколение, ставшее поколением пустыни, за  исключением молодежи, не вошло в свою землю.

Нельзя не обратитить внимание на сходство фразеологии в Мехильте и в словах Йешуа. Ученики удостоились видеть и слышать то, что рады были бы увидеть и услышать пророки и праведники древности, но только им, ученикам, это было суждено.

Однако именно при этом поколении была наполнена некая мера вины многих предшествующих поколений:

Поэтому вот, я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и из них убьете и распнете, и из них будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город, чтобы пришла на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Барахьи, которого вы убили между храмом и жертвенником. Амэн, говорю вам, все это придет на это поколение!

(Евангелие от Матфея 23:34-36)

Все это действительно осуществилось в катастрофе семидесятого года.

И какую бы из этого извлечь мораль? Мы, возможно, не принадлежим к поколению, живущему на переломном этапе священной истории. Однако и к каждому из нас применим урок: кому больше дано, с того больше спросится.

 

Дмитрий Резник
Декабрь 2017, Чешир, Коннектикут

Поделиться:

СЧАСТЛИВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: 6 комментариев

  1. То, что переживал каждый участник событий, даже самый незначительный, превосходило по значению и силе откровения будущих величайших пророков. И потому — рабыня у моря видела больше, чем Йехезкель и другие пророки. В точку! Потому, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать!

    1. Имхо. Видеть- совсем не означает осознавать увиденное. «Не было в нем ни вида, ни величия » кто то пройдет мимо по дороге, не осознавая, мимо Кого прошел. Дети, рожденные в пустыне, каждый день видевшие выпадавшую манну, не осознавали этого чуда. Для них чудом было увидеть способность зерна произрости из земли. Поэтому нас всегда тянет повтыкать пальцы для убеждений наличия факта. Можно было видеть голос стоя у Горы, но нужен был Моше, говоривший народу слова Всевышнего…

      1. Да, видеть — не всегда означает осознавать увиденное. Иногда человеку нужны годы, чтобы понять, что же он такое видел и что это значит в его жизни. Но это скорее исключение, чем правило.
        А правило всё-таки: рабыня у моря видела больше, чем Йехезкель и другие пророки.

  2. Интересно, а принимается ли во внимание тот факт,что в те времена, когда для людей проявление чудес «богов» в повседневной жизни виделось вполне обыденно и воспринималась как «объективная » реальность, как для нас явления природы. Ведь например служанка, увидев Петра, не упала в обморок, а вполне обыденно подумала и восприняла, что это ангел (призрак, видение) его…

    1. Спасибо за Ваш комментарий! Все-таки я не уверен, что чудеса для древних были обыденностью. Хотя и осознавались как объктивная реальность. Можно сколь угодно сильно верить в чудеса, но, если не встречаешь их каждый день, обыденностью они не станут. Для выросших в пустыне и наблюдавших каждый день схождение мана это действительно могло не восприниматься как чудо. Да и перепела тоже — ну, прилетели в большом количестве, повезло. Но разделение моря безусловно было для них событием, которое они вполне оценили — отсюда и песня, и танцы с тамбуринами.
      Служанка действительно не упала в обморок, но приняла Петра за призрак или что-то в этом роде. Она знала, что Петр должен быть в другом месте и дала его появлению объяснение, на какое было способно ее воображение. Но из этого можно ли судить, что появление призрака было для нее чем-то обычным? Едва ли она наблюдала призраков каждый день. То есть, хотя такое явление для служанки было менее удивительным, чем для нас, трудно судить насколько она была впечатлена. Хотя да, на ногах удержалась 🙂 Так что я не спорю с Вами, Вы правы, поправку на восприятие древних делать стоит.

  3. Мне кажется, что наше поколение счастливо уже хотя бы потому, что в наше время свершились и продолжают свершаться многие обетования ветхозаветных пророков: образовалось государство Израиль; страна превратилась в цветущий сад; на наших глазах осуществляются воочию обещанные Б-жьи благословения Своего избранного народа… Вот, для меня это как-то так)

Ответить:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *