МЕРА ЗА МЕРУ

Мы продолжим рассматривать тему, начатую в статьях «Банкротство богача» и «Небесное правосудие«. Мы уже видели, как вера в посмертное воздаяние позволила мудрецам решать вопросы, связанные с видимой несправедливостью происходящего в этом мире. Однако еврейская традиция не ограничивается ожиданием раздачи наказаний и наград в мире грядущем. Ведь и в этой жизни Всевышний не находится без дела, Он продолжает управлять происходящим, в том числе верша Свой суд. Можно, конечно, удовлетвориться вполне логичным соображением, что пути Г-сподни неисповедимы, принять все происходящее как данность и не пытаться найти в том или ином событии смысл. Однако пытливый ум мудрецов Израиля удовлетворяться этим не желал. Они умели находить взаимосвязь событий в самых, казалось бы, неожиданных местах.

Общее правило

Справедливые уголовные законы, регламентирующие наказание преступнику, нанесшему ущерб своему ближнему, вкратце формулируются общеизвестным правилом «око за око«. И это  лишь частный случай общего принципа справедливого Б-жьего воздаяния грешнику, который мудрецы назвали מידה כנגד מידה , мидда кенегед мидда, «мера за меру«. Многим знакомо высказывание Йешуа:

1 Не судите, чтобы и вы не были судимы;
2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою отмерено будет вам.

(Евангелие от Матфея, 7:1-2, перевод еп. Кассиана)

Здесь «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» подразумевает как раз то, что говорится непосредственно перед этим правилом. Б-г будет  судить человека так, как он судит другого. Однако, рассматривая, как используется принцип «мера за меру» в еврейских источниках, мы увидим, что «каким судом судите, таким будете судимы» — лишь один из примеров применения общего правила. Ниже мы познакомимся с другими примерами.

Рабби Симон от имени рабби Шимона бен Абы [сказал]: — Все меры были отменены, [но принцип] «мера за меру» не отменен. Рабби Ѓуна от имени рабби Йосе [сказал]: — С начала сотворения мира Святой, благословен Он, провидел, что той же мерой, которой человек меряет, такой же и ему отмерено будет. 
(Берешит Рабба 9:11, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Связь событий

Целую коллекцию нужных нам примеров мы найдем в первой главе трактата Сота Мишны и в соответствующем трактате Тосефты. Трактат рассматривает закон Торы о женщине, подозреваемой в измене мужу, изложенный в Бамидбар/Числа 5:11-31.

Мишна 7. Какою мерою человек мерит, такою мерят ему:
она украшала себя для греха, — Б-г делает (т. е. предписывает делать) ее некрасивой; она обнажила себя для греха, — Б-г обнажает ее; в грехе участвовало сначала лоно, a затем чрево, — поэтому наказывается лоно, а затем чрево, и все остальное тело не избегает наказания.
( Здесь и далее перевод Н. Переферковича)

Уже из этого примера мы видим,  что означает правило «мера за меру»: не только «как ты судил, так и тебя будут судить», но вообще «как ты поступал, так поступят с тобой«.

Будем же читать дальше:

Samson
Ловис Коринт
Самсон

 

Мишна 8. Самсон последовал за глазами своими, поэтому Филистимляне выкололи ему глаза, как сказано (Суд. 16,21): «Филистимляне взяли и выкололи ему глаза».

 

 

The death of Avshalom
Пабли
Смерть Авессалома

Авессалом гордился волосами, поэтому он повис волосами своими, а за то, что он сожительствовал с десятью наложницами отца своего, ему вонзили десять дротиков, как сказано (2 Сам. [Цар.] 18, 15): «и окружили Авессалома десять отроков оруженосцев Иоава и пронзили и умертвили его», а за то, что он вкрался в (букв.: украл) три сердца, сердце отца, сердце бет-дина и сердце Израиля, как сказано (там же 15, 6): «и вкрадывался Авессалом в сердца Израильтян», за это он был пронзен тремя стрелами, как сказано (там же 18, 14): ״и взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома“.

Возможно, нам самим, современным, это не пришло бы в голову, но когда покажут тут и там, связь оказывается налицо: тут глаза — и там глаза, тут волосы — и там волосы, тут десять — и там десять, тут три — и там три. Как говорил царь Еремей-Пуговкин в сказке «Варвара-Краса», «полемично, но логично».

Miriam
Симеон Соломон
Мирьям наблюдает за находкой Моисея в камышах

Мишна 9. То же касается и вознаграждения. Мариам выжидала ради Моисея некоторое время, как сказано (Исх. 2, 4): «а сестра его стала вдали», — за то Израиль дожидался ее семь дней в пустыне, как сказано (Числ. 12, 15): «и пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся  в путь, доколе не возвратилась Мариам».

Здесь связь в ожидании, а не в том, сколько ожидание длилось. Она ждала — и ее ждали, мера за меру. Правда, мы знаем из текста Торы (Вайикра/Левит 14:8), что семь дней изоляции были положены по закону о прокаженных. Трудно представить, что, не будь заслуги Мирьям в детстве, ее просто бросили бы в пустыне. Но кто знает…

Сисара возгордился своими легионами, не получающими платы, как сказано (Суд. 5, 19): «пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские, в Фаанахе у вод Мегиддонских, но не получили ни мало серебра»; поэтому и Господь наказал их легионами, не получающими платы, как сказано (там же 5, 20): «с неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарою»…
(Тосефта, Сота 3:14)

Мера за меру, легионы за легионы…

Сеннахирим порицал и хулил через посла, как сказано (2 [4] Цар. 19, 23): «чрез послов своих ты порицал Господа»; за это и Господь наказал его чрез посла (Ангела), как сказано (там же 19, 35): «пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч»—все это были цари с венцами на головах их.
(Тосефта, Сота 3:18)

Здесь связь ясна, стоит только заметить, что еврейское слово «малах» означает «посланник», то же, что греческое «ангелос«.

То же мы находим у Авраама: какою мерою он мерил, такою отмерили и ему. Он бежал для Ангелов трижды, как сказано (Быт. 18, 2): «увидев он побежал на встречу им», (там же 18, 16) «и поспешил Авраам в шатер к Сарре», (там же 18, 7) «и побежал Авраам к стаду»; за то и Господь шествовал трижды для сыновей его, как сказано (Второз. 33, 2): «он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана».
(Тосефта, Сота 4:1)

И еще многие перечисляются заслуги Авраама, и как впоследствии за каждую из них Б-г вознаградил его потомков, причем не произвольно, а в некой связи с заслугами. Примеры таких связей мы видели выше.

Снова-здоро́во: почему страдают хорошие люди

Ну вот, мы прочитали некоторые примеры того, за что, с точки зрения мудрецов, наказываются злодеи и награждаются праведники, и почему именно так, а не иначе. Но теперь осталось рассмотреть, почему те или иные неприятности случаются с хорошими людьми. В прошлой статье «Небесное правосудие» мы видели, как мудрецы объясняли страдания праведников тем, что с них взыскивается даже за незначительные грехи в этом мире, дабы награда в мире грядущем была полной. Из этой картины исключена вероятность того, что у Б-га для страдания праведника могут быть Свои причины, помимо наказания. Мудрецы объясняют нам, почему тот или иной праведник наказан тем или иным образом.
Возьмем, к примеру, царя Давида. Как известно, он сильно мерз в старости. Сегодня мы заподозрили бы, что у него с возрастом ухудшилась циркуляция крови. Но мудрецы в этом видели наказание, причем вполне соответствующее проступку:

«Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула» (1 Сам. 24,4). Сказал р. Йосе сын Ханины: кто оказывает пренебрежение одежде, тому и не пользоваться ей, как сказано (1 Цар. 1, 1): «Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться».
(Брахот, 62б)

Снова никакого произвола, только мера за меру, одежда за одежду. Кто-то мог бы усомниться в том, что отрезание края одежды Шауля было хоть незначительной виной, однако вот ведь почему-то сказано: «И было после того: и дрогнуло сердце Давида в нем, оттого что отсек он край (одеяния), что на Шауле» (1 Шмуэля/Царств 24:5, пер. Ф. Гурфинкель).

Традиция говорит о Йешаяѓу, что он был убит нечестивым царем Менаше. Будучи преследуем царем, пророк произнес б-жественное Имя, и кедр укрыл его.

Однако кедр принесли и распилили. Когда дошла (пила) до уст его, он умер (в наказание) за то, что сказал: «И живу я среди народа с нечистыми устами» (Ис 6:5).
(Йевамот 49б)

Не вдаваясь в рассмотрение правомерности обвинения пророка в грехе, отметим, что и здесь соблюдено правило «мера за меру«: пророк плохо отозвался об устах своего народа, и смерть его постигла через уста. Кстати, раз уж зашла речь о смерти Йешаяѓу, то заметим, что,  по всей вероятности, именно эту традицию имел в виду автор Послания евреям,  когда говорим о героях веры, которые были перепиливаемы (Евр 11:37).

 

Заключение

Мы увидели, как мудрецы, находя некие соответствия между поступками людей и событиями их жизни, пытались чуть ли не математически определить эту зависимость. Принцип «мера за меру» является отражением Б-жьей справедливости. Наказание не равно вине, иначе, например, за отрезание края царской одежды Давид всего лишь лишился бы края своей царской одежды. Мы не знаем, как Б-г оценивает наши грехи. Мы, соответственно, не можем рассуждать о справедливости налагаемых Им наказаний. Но мы, конечно, можем согласиться с мудрецами в том, что наказание (если это наказание) обязательно пропорционально, адекватно вине.

 

 

Дмитрий Резник

Февраль 2018, Чешир, Коннектикут

Поделиться:

МЕРА ЗА МЕРУ: 19 комментариев

  1. о, а интересно, если человек раскаялся в грехах, то будет ли наказание — мера за меру?.. или вот еще вопрос: почему именно какой-то определённый грех выбирается быть подверженным наказанию: мера за меру, ведь человек мог согрешить ещё в чем-то?..

    1. Спасибо за комментарий!
      1) Я думаю, что наказание всегда мера за меру. Но ведь, как я писал, наказание пропорционально вине, а не тождественно равно.
      2) Если человек согрешил еще в чем-то, то и наказывается он отдельно еще за что-то.

      Конечно, это все предположения.

    2. Конечно таков принцип воздаяния,но если бы он применялся всегда неукоснительно,то ни кто бы не устоял.
      Написано:… Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
      Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
      Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
      Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
      Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
      и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
      (Пс.129:3-8)

  2. Спасибо! Очень интересная статья! Правило «око за око» и «зуб за зуб» понималось, как принцип «мера за меру» , но как-то трудно было представить, как это конкретно осуществлялось в жизни людей. Спасибо мудрецам, которые так тщательно проанализировали тексты Писания и сопоставили поступки библейских героев с событиями их жизни. В статье приведены очень интересные факты, связанные с судьбой Самсона с его глазами, Авессалома с его волосами, Давида с одеждой, Исайи с его устами и многое, многое другое.
    Еще раз спасибо автору за очень интересную подборку материалов!

  3. Дима, спасибо большое за твои статьи и собенно за эту.

    Принцип: мера за меру на мой взгляд очень важен в нашем восприятии мира.

    Как смотрит чел-к, который не знает духовных законов, напр. если…вдруг его обокрали. «Ах вот эти сволочи…(А если ещё и государство обокрало: ой вей!). Чел-к, знающий этот духовный Закон возможно спросит себя:… где я кому недодал….или обманул…или был откровенно скуп?
    Почему это ко мне вернулось?

    Или кто-то обидел чел-ка и таким образом создал некую энергию обиды. И, если он не расскается (не сделает тшуву), то эта энергия вернётся вернётся ему голову. Кстати, не всегда в том виде, в каком он её запустил в мир

    1. Спасибо за комментарий. Все это так. Только, с другой стороны, нужно не повторить и ошибки друзей Ийова, не сводить все к наказанию или награде. У Б-га могут быть другие мотивы и соображения. 🙂

      1. а вообще, это полезно и нужно человеку, — когда с ним что-то случается, (то ли болезнь, то ли ситуация какая-то неприятная, и т.д), — размышлять и думать от чего и почему это с ним такое приключилось, ну чтобы выявить (вспомнить) свои грехи и раскаяться в них, стараться исправить , или пусть всё незамеченным проходит, всё равно ведь человек не сможет глубинно докопаться и разобраться в судах Божьих и нужно просто молча претерпевать всё что происходит с тобой?..

        1. Я думаю, нужно просто быть разумным. Если человек знает за собой что-то, нужно постараться исправить. А если просто с ним что-то случилось, но он ничего за собой плохого не знает и не может найти, не нужно впадать в истерику, а просто решать возникшие проблемы. Или, если решения нет, постараться смиренно воспринимать это, как делал Ийов: «неужели мы доброе будем принимать от Г-спода, а злое не будем?»

  4. Дмитрий, приветствую!
    Откуда составителям Мишны известно, что Самсон последовал за глазами своими? Об этом написано в ВЗ? Может быть это всего лишь их предположения, которые они выдают за действительность? Вот даже Священные тексты не объясняют почему Самсон просил Всевышнего позволить ему отомстить за один из его выколотых глаз. Можно только предполагать, что Самсон считал себя виновным за выколотые глаза.

    1. Как раз в данном случае составителям Мишны это было известно 🙂 Параллельный текст из Тосефты Сота 3:15 дает больше подробностей:

      Самсон восстал глазами своими, как сказано (Суд 14:3): «и сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она хороша в глазах моих» (син. пер.: она мне понравилась), поэтому Филистимляне выкололи ему глаза, как сказано: (там 16:21): «филистимляне взяли его и выкололи ему глаза и привели его в Газу». Рабби говорит: за то, что первый грех его совершен в Газе, он и был наказан в Газе.

      Кстати, последнее насчет Газы — еще один пример принципа «мера за меру».
      Рабби — это рабби Йеуда аНаси, составитель Мишны.

  5. Дмитрий, спасибо, интересный пост. С авторами Мишны я согласен во многих приводимых примерах.
    Непонятен всегда был текст из Писания : «И дрогнуло сердце Давида, когда тон отрезал край одежды Саула». Что значит «дрогнуло»? Раскаялся? Если да, то почему? Ведь он изначально отрезал с целью как раз чтобы доказать что жизнь Шауля была в его власти. Ну и мера за меру в данном случае, конечно же, надуманна.

    1. Спасибо за Ваш комментарий!
      Комментарий Раши на это место:
      букв: И ударило сердце Давида его.
      В его сердце возникло опасение: не вменит ли ему Г-сподь в вину то, что он отсек край одеяния царского. Хотя Шауль его преследовал, ему все же надлежало страшиться его (как царя).

      Мне кажется, это вполне правдоподобное объяснение.

  6. Спасибо Дмитрий. Как всегда познавательно. А не знаете ли, как комментируют мудрецы ответ Всевышнего «А где ты был, когда Я полагал…» на стенания Иова к Нему?

    1. В общем, тут логика вполне понятна. Я посмотрел, как толкует ответ Б-га Нахманид, и он дает то же, что само напрашивается. Б-г показывает Ийову его ничтожество по сравнению с Собой, давая понять: как же ты смеешь ставить под сомнение Б-жье правосудие, будучи таким незначительным, не знающим ничего из тайн мироздания?

Ответить:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *