ПТИЧКА

birdПтичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда,
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенется и поет.

(А.С.Пушкин, Цыганы)

25 Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить, ни для тела вашего, во что вам одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?
26 Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Разве вы не гораздо лучше их?
27 И кто из вас, заботясь, может прибавить к сроку жизни своей малую меру?
 
(Евангелие от Матфея 6, перевод еп. Кассиана)

Удивительно красивые и вдохновляющие слова. Однако в чем их урок? Призыв звучит довольно ясный: не заботьтесь. Не надо переживать о том, что случится завтра. Следует решать проблемы по мере их возникновения.

NasreddinТакого отношения добиться очень трудно, ведь редкий человек способен подчинить свои чувства. Но уж если кто умеет это делать, такой счастливец будет вести безмятежную жизнь, наслаждаясь внутренней свободой. Примеры этой житейской мудрости мы находим у разных народов. Вот, например, Ходжа Насреддин, который за пять тысяч таньга пообещал эмиру за двадцать лет научить ишака богословию и Корану. Когда его укорили за такое безрассудное обещание, он ответил: “А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак.” (Л.В.Соловьев, Повесть о Ходже Насреддине) Вот так. И проблема решится сама собой.

Но, как я уже сказал, нелегко не заботиться о завтрашнем дне. И Йешуа вполне сознает это. Его аргументация должна в какой-то степени помочь слушателю.

Прежде всего, Он использует каль вахомер, то есть принцип “тем более“. Если птицы, которые о своем пропитании не заботятся, получают от Б-га ежедневный паек, то, конечно, более драгоценные люди могут на это тем более рассчитывать.

Текст напоминает свидетельство псалмопевца, который за всю жизнь не встречал праведника, нуждавшегося в хлебе (Пс 37:25, в Синодальном переводе 36:25). Можно порадоваться за автора псалма, который не встречал праведных нищих, но можно ли считать это общим правилом? Не уподобимся ли мы Марии Антуанетте, которая, по легенде, порекомендовала голодным есть пирожные, если у них нет хлеба? Если мы обладаем достаточным жизненным опытом или хотя бы начитанностью, то вынуждены будем ответить: нет, так бывает не всегда. Встречаются нуждающиеся праведники, не говоря уж о среднестатистических людях.

Интересно, что, помимо Йешуа, за жизнью и повадками пернатых и прочих животных наблюдали и другие еврейские натуралисты.

Р. Симон сын Элазара говорит: видал ли ты когда-нибудь, чтобы зверь или птица занимались ремеслом? а между тем они живут безбедно; почему же я не живу безбедно, если они созданы, чтобы служить мне, а я создан, чтобы служить Создателю моему? но это от того, что я поступаю дурно, и тем уменьшаю свое содержание.

(Кидушин 4:14, перевод Н.Переферковича)

Рабби Шимон делает тот же вывод из увиденного в мире фауны, что и Йешуа. Раз птицы и звери не нуждаются, значит, тем более не должен нуждаться человек, служащий Творцу. И, однако, он отдает себе отчет в том, что с ним так не происходит. У мудреца, должно быть, возникает то, что научно называется когнитивным диссонансом, то есть дискомфорт в сознании по причине несоответствия имеющихся фактов друг другу. Чтобы разрешить это несоответствие, рабби Шимон идет по неверному пути друзей Ийова. Раз я должен процветать, но не процветаю, значит, я грешен. При этом упускается из виду, что у Всевышнего могут быть свои резоны, что мир не управляется по примитивному алгоритму. И понимание того, что значит “жить безбедно”, у людей может существенно различаться.

Если мы не можем быть уверены, что забота Б-га непременно обеспечит нам достаток, какие же соображения помогут нам перестать беспокоиться о грядущем дне? Вот, например, такой факт… опять-таки из жизни птиц:

bird-seller
А. Шабанов, Продавец птиц
29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего,
30 У вас же и волосы на голове все сосчитаны,
31 Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев.
(Евангелие от Матфея 10, перевод еп. Кассиана)
При том, что Б-г заботится о беспечных птицах, они иногда падают на землю. Я видел, как одну такую постигла совершенно глупая смерть: не увидев зеркального окна здания, она врезалась в него на большой скорости. Но даже такая мелочь, как воробей, не упадет просто так, случайно. У Б-га нет случайностей, на все есть причина. И снова каль вахомер: если с воробьем ничего не происходит случайно, тем более без ведома Б-га ничего не случится с нами. И наше благополучие, и наше бедствие, если уж так вышло, происходят по Б-жьей воле и при Его полном контроле. И все мироздание в общем, и происходящее с нами служит к Его славе. Как верующего, меня это очень утешает.
Опять-таки, вот еще один мудрец, который при рассматривании природы рассуждает так же, как Йешуа:
fowler
Г. Шлыков, Птицелов

Рабби Шимон бен Йохай скрывался в пещере тринадцать лет вместе с сыном… В конце этого срока он вышел и сел у входа в пещеру. Увидел он ловца, который ловил птиц. И услышал: когда Небесный глас произносит: Dimissio1! — [птица] улетает, а когда произносит: Specula2! — [птица] попадается. Сказал он: — Даже птица без [воли] Небес не попадается, тем более — живой человек. Вышел он и обнаружил, что именно так обстоят дела.

(Берешит Раба 79:6, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Великие умы мыслят одинаково!

Возвращаясь к тому высказыванию Йешуа, с которого мы начали, сделаем важную оговорку. Призыв не заботиться о завтрашнем дне, раз Б-г о нас печется, не означает совета сидеть сложа руки. Йешуа желает, чтобы мы выработали правильное отношение к обстоятельствам, сознавали заботу Б-га о нас и уповали на Него. Но из этого вовсе не должна вытекать пассивность. Всевышний дал нам различные ресурсы для достижения разумных целей. Только когда все ресурсы исчерпаны, когда мы сделали все, что могли, мы можем успокоиться и утешаться вторым аргументом Йешуа: “кто из вас, заботясь, может прибавить к сроку жизни своей малую меру?” То есть нельзя сделать более того, что мы в состоянии сделать. Когда долг выполнен, можно не переживать.


Примечания

  1. דִּימוֹס , освобождение (лат.)
  2. סְפֶקוּלָא , узы (лат.)

Дмитрий Резник
Декабрь 2017, Чешир, Коннектикут

Поделиться:

15 Replies to “ПТИЧКА”

  1. Как-то в этот раз грустная история. Хотя, мысль, конечно, правильная.

  2. В любом деле человек должен выполнить свою часть, т.е. всё, что в его силах. Остальное восполнит Г-подь. Разумеется, если на то будет Его воля)

  3. Сложно не ошибиться в границах данного Творцом ресурса. Можно ли его вообще исчерпать? …p.s. иллюстрации замечательные

    1. Хороший вопрос… Наверное, все-таки ресурс можно исчерпать. Вот, к примеру, рабби Акиву ведут на казнь. Сохранить жизнь на этом этапе он не может никак. Притом Б-г вполне контролирует ситуацию. “Молчи, ибо так определено Мною” (Менахот 29б).
      Спасибо за комментарий.

  4. Спасибо Дима за такой “кжизнипривязанный” коммент. Накануне рождества очень полезно вспомнить, что чел-к это партнёр Всевышнего, и обязан делать свою часть работы. К этому ты вывел в конце, я правильно понял? Хотя в середине твоей статьи у меня было впечатление, ты будешь писать, отвечая на вечный вопрос: почему страдает праведникю Может в следующей статье?

  5. Особо отрезвляет, а кого то вводит в ступор, сравнение стихов 11 и 25 Из той 6 главы Мф 🙂

    1. Спасибо за Ваш комментарий!
      Надо полагать, Вы намекаете, что “хлеб наш насущный” надо понимать как “грядущий”, хлеб мессианской трапезы будущего? 🙂

  6. Спасибо за труд Дмитрий. Упомянул бы важный аспект в теме. Все это приложится при условии активного поиска Царствия Божия. Впрочем возможно Вы это и имели ввиду говоря об «уповании на Него»

    1. Спасибо, Павел, за комментарий! Я не возражаю, просто в посте акцент сделан на другом. Нельзя объять необъятное, как говорил Козьма Прутков 🙂

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *